Концепция многоуровневого образования уже рассматривалась педагогическим сообществом и в направлении ступенчатости (этапности) образования и в направлении непрерывности образования.
Создание системы непрерывного образования опирается на разработку дифференцированного подхода к построению программ и учебных планов для различных групп, возрастов, уровней подготовленности обучающихся.
Учитывая, что выбор специальности профессии молодым человеком не всегда бывает осознанным и не всегда соответствует объективным особенностям его личности, и только в процессе обучения приходит понимание своей роли в профессии, ее значимости для дальнейшей жизни, нужно дать возможность студенту почувствовать необходимость дальнейшего образования, повышения квалификации и совершенствования профессиональных компетенций.
Главная цель реализации обучения в системе непрерывного образования – дать возможность каждому обучающемуся овладеть необходимым количеством компетенций, которые обеспечивают возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях.
Структура непрерывного образования влияет на формирование у студентов мотивации обучения – создания таких условий, при которых стремление к учебной деятельности становится сильнее.
Для обучающегося движущими целями становятся:
во-первых, приобретение определённых общих и профессиональных компетенций для получения рабочей профессии соответствующего разряда;
во-вторых, приобретение компетенций для получения специальности среднего звена и рабочей профессии повышенного разряда;
в-третьих, приобретение компетенций для расширения профессиональных квалификаций и возможности поступления в ВУЗ.
Педагогический коллектив государственного бюджетного образовательного учреждения «Суровикинский агропромышленный техникум» проанализировал современные противоречия профессионального образования:
-
Между возросшими требованиями работодателей к качеству профессиональной подготовкивыпускников и фактическим ее уровнем;
-
Между огромным потоком информации (производственно-технической, технологической и т.д.) и затруднении ее передачи в процессе обучения;
-
Между содержанием образования и фактическими возможностями обучающихся овладевать компетенциями.
Обозначив эти противоречия, предложено несколько моделей развития образовательного учреждения, в т.ч. основанной на расширении образовательных услуг и создании процесса непрерывного образования.
Формирование контингента обучающихся начинается с профориентационной работы и одно из ее проявлений – предпрофильная подготовка школьников. Техникум, на договорной основе со школами города проводит уроки профессиональной ориентации в 9 и 11 классах по всем специальностям и профессиям.
Следующий этап – после зачисления абитуриентов на обучение . проводим ориентацию на дальнейшее обучение, знакомим с возможностью расширения профессиональных квалификаций, разрядов.
Третий этап – работа с выпускными группами, а также со взрослым населением (в том числе через ЦЗН). На этом этапе мы предлагаем возможность переподготовки и повышения квалификации.
Таким образом, образовательные услуги техникума встраиваются в процесс социальной адаптации населения.
Организация учебных занятия в условиях непрерывного образования требует от преподавателей высокого качества методической подготовки, самосовершенствования, знания приемов опытно-экспериментальной и научной деятельности. Введение образовательных программ, основанных на компетенциях, требует переосмысливания места и роли педагога (в том числе и мастера производственного обучения) в учебном процессе, а также усиления мотивации педагогических кадров к повышению собственной квалификации).
В настоящее время ГБОУ СПО «Суровикинский агропромышленный техникум» находится на I этапе опытно-экспериментального проекта «Внедрение системы оценки и контроля качества непрерывного образования».
Мы ожидаем в результате эксперимента разработать модуль учебной организации, реализующей непрерывное, многоуровневое образование (предпрофильная подготовка, подготовка квалифицированных рабочих и служащих, подготовка специалистов среднего звена), а также найти новые формы взаимодействия с социальными партнерами в условиях реализации компетентностного подхода и усовершенствовать сферу научно-педагогического и кадрового обеспечения. |