Федеральный методический центр по инклюзивному образованию (ФМЦИО) при поддержке Минпросвещения и Института развития профессионального образования создал «Атлас доступных профессий».
В атласе собраны данные о востребованных специальностях и профессиях СПО, которым могут обучиться инвалиды и ребята с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Атлас – это справочник-навигатор. В нем для каждого субъекта Федерации (области, края) собрана информация:
- топ профессий/специальностей, востребованных у работодателей региона;
- самая популярная в субъекте профессия/специальность (с описанием профессиональных функций и необходимых навыков);
- список колледжей и других образовательных организаций, которые принимают инвалидов и абитуриентов с ОВЗ на учебу по востребованным специальностям (с указанием специальностей в каждом учебном заведении и ссылкой на сайт колледжа).
Региональный АТЛАС ПРОФЕССИЙ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Еще один шаг по пути углубления инклюзивности образования
Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве от 09.06.2023
ПРАВО НА БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИНВАЛИДОВ
В соответствии с законодательством Российской Федерации каждый имеет право получить БЕСПЛАТНО один уровень профессионального образования (СПО или ВО). Это значит: получив диплом об окончании среднего профессионального образования по профессии, возможно поступить БЕСПЛАТНО на обучение по специальности или наоборот.
Система среднего профессионального образования включает два уровня:
- программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (профессия);
- программы подготовки специалистов среднего звена (специальность).
Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно. (Часть 5 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
С 14 июня 2022 года были приняты поправки в статью 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№300 ФЗ).
- Инвалиды I, II, III группы получившие инвалидность ПОСЛЕ получения диплома СПО или ВО имеют право получить БЕСПЛАТНО второе высшее или среднее профессиональное образование.
Согласно тексту закона, лица, признанные инвалидами I, II или III группы после получения среднего профессионального образования или высшего образования, вправе повторно получить профессиональное образование соответствующего уровня по другой профессии, специальности или направлению подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в порядке, установленном для лиц, получающих профессиональное образование соответствующего уровня впервые (ст. 79 Закона N 273-ФЗ).
ПОСТУПЛЕНИЕ В КОЛЛЕДЖ ИНВАЛИДОВ
При поступлении в профессиональное образовательное учреждение по конкурсу аттестатов инвалиды I и II групп, в СЛУЧАЕ РАВНЫХ БАЛЛОВ с другими абитуриентами ИМЕЮТ ПРЕИМУЩЕСТВО и будут зачислены в первую очередь.
- Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды войны имеют преимущественное право зачисления на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний (в случае их проведения) (ч. 4 ст. 68, п. п. 2, 11 ч. 7 ст. 71 Закона N 273-ФЗ).
Федеральным методическим центром по инклюзивному образованию совместно с ресурсными учебно-методическими центрами в системе среднего профессионального образования субъектов Российской Федерации с целью определения единой структуры адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья были разработаны реестры примерных адаптированных образовательных программ.
В настоящее время реестры включают 10 примерных адаптированных программ профессионального обучения и 31 примерную адаптированную образовательную программу среднего профессионального образования по наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям, которые были определены в ходе мониторинга профессиональных образовательных организаций субъектов Российской Федерации.