Вторник, 16.07.2024, 05:39
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
                                 
Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 152
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Октябрь » 2 » День профессионально-технического образования
23:54
День профессионально-технического образования

2 октября по доброй традиции в нашем образовательном учреждении праздничное настроение, потому что  это - День ПТО . Мы отмечаем   его по-разному: в этом году проходила выставка цветочных композиций, праздничные чаепития в группах, поздравления ветеранов нашего образовательного учреждения.

                                                                            

День профессионально-технического образования

  в России.

 

    Вопрос о «Трудовых резервах»  (так в советские времена называли систему профессионально-технического образования) – это по существу вопрос об истории развития производительных сил общества, т.е. о  людях, производящих материальные ценности, о квалифицированных рабочих.

    Не на чистом месте родилась системы профессионально- технического образования в России. Есть у нее своя история, свои Прометеи и Магеланы.

     В экономической политике Петр-1 придерживался известного принципа меркантилизма, двух его главных положений:

  • Каждый народ, чтобы не обеднеть должен сам производить все ему нужное, не обращаясь к помощи чужого народа.
  • Каждый народ, чтобы богатеть, должен вывозить возможно более плодов своего труда за границу и ввозить, как можно меньше чужих товаров, сознавая, что Россия превосходит другие страны обилием природных богатств.

  Одиннадцать лет (с 1783 г. по 1794 г.) во главе двух столичных Академий – Петербургской Академии наук и Российской Академии стояла женщина – Екатерина Романовна Дашкова, немало способствовавшая развитию профессионального образования. Она была человеком практического ума, владела многими, даже чисто мужскими, профессиями. Ее гостья из Ирландии Кэтрин Ульмот писала о ней: «Она учит каменщиков класть стены, помогает делать дорожки, ходит кормить коров, сочиняет музыку, пишет статьи, знает театр, она доктор, аптекарь, фельдшер, кузнец, плотник, судья…»

     В 1868 г. был создан 9-ый, особый отдел (Постоянная комиссия по техническому и профессиональному образованию). Она стала открывать различные типы профессиональных и технических школ для всех категорий рабочего населения. Председателем комиссии стал Александр Григорьевич Неболсин.

    Главная заслуга в создании системы производственного обучения принадлежала инженеру и педагогу Московского технического училища Дмитрию Константиновичу Советкину.  Заслугой его является то, что он весь процесс обучения труду разделил на операции и приемы. Он предложил обучать не изготовлению готовых изделий, а выполнение  определённых операций и приемов, из которых складывается работа. В результате не только ускорился процесс обучения мастерству, но и проявилась возможность одному мастеру руководить большим количеством учеников. Впервые в истории профессиональной школы обучение мастерству было названо преподаванием.

     Основателем первого в России ремесленного училища был князь Алексей Борисович Куракин (1 мая 1804 г.) в Чернигове на Украине и предназначил его для выходцев из «низших классов».

     Через ремесленные школы прошли: Я. Батищев – изобретатель машины для водяной обточки ружейных стволов; И. Никонов – изобретатель первой русской подводной лодки; И. Постников – доктор медицины и философии; С. Ремизов – автор «Чертежной книги Сибири»; И. Ползунов – создатель первой в мире Петербурге; Ф.Шубин – скульптор, земляк М.В. Ломоносова, из холмогорских крестьян паровой машины, И.Кулибин – великий механик, автор проекта лифта, прожектора, самоката, моста через Неву; К. Фролов – гидротехник, автор проекта гидравлической машины; М. Щедрин – скульптор, автор Казанского собора в Петербурге.

     Первым органом новой системы образования стала, созданная 9 ноября 1917 г., т.е. через день после переворота, Государственная комиссия по просвещению и отдела профессионального образования, который объединил все профессиональные школы.

     По инициативе 111 съезда РКСМ были организованы профессиональные школы нового типа – школы фабрично-заводского ученического (ФЗУ). Это были первые профессионально-политехнические школы в системе народного образования СССР, что превращало их в важный источник пополнения рабфаков, техникумов, вузов и формирования народной интеллигенции из рядов рабочего класса.

     2 октября 1940 г. историческая дата для профессионально-технического  образования СССР. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О Государственных Трудовых Резервах». Созданы два типа учебных заведений:

  1. школы ФЗО с 6-ти месячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий.
  2. двухгодичные ремесленные и железнодорожные училища для подготовки квалифицированных рабочих.

   Много славных страниц у отечественного ПТО появилось в годы Великой Отечественной войны!

    Учащиеся ремесленных училищ стали к станкам на заводах, сели за рычагами тракторов, комбайнов, паровозов и заменили взрослых, ушедших на фронт. В  период войны система «Трудовых Резервов» была единственной организованной опорой промышленности. Ребята в черных шинельках спасали заводы и фабрики. Ленинградские, Сталинградские, Челябинские и другие ремесленники тоже стали героями войны. Поэт Юрий Воронов писал в те дни: «… нам в 43 –м выдали медали и только в 45-м паспорта…».

     Не менее  яркий подвиг совершили Трудовые Резервы и после войны. Опять ни их плечи легла тяжесть восстановления разрушенного войной  хозяйства.

     В 1958 г., оправдавшие себя во время войны, ремесленные училища  и школы были ликвидированы. Вместо них правительство создало новую систему обучения профессиям – ПТУ.

    Во всех ПТУ ввели обязательное, одновременное среднее образование.

    В 1987 г. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР профессионально-техническая система, как самостоятельная отрасль производственного образования была ликвидирована.  «Госпрофобр» перестал существовать. Все училища вошли в состав Министерства общего образования. По удельному весу профтехобразование занимало ничтожную часть общего. Система растворилась и потеряла не только свою самостоятельность, но и значимость. Тем более, что задачи у этих систем разные. Общее образование дает знания, а профтехобразование – навыки и умения производства, т.е. учит работать.

   К сожалению, забыты пророческие слова А.В.  Луначарского: «Ассигнование на профтехобразование – лучшее м самое прибыльное капиталовложение».

    Правление Фонда и группа лауреатов Международной премии имени А.Г. Неболсина, среди которых не мало ученых с мировым именем, преподавателей и мастеров производственного обучения обратились  к Президенту России В.В. Путину с предложением: рассмотреть возможность восстановления статуса профессионально-технического образования, как самостоятельной структуры.

Просмотров: 2440 | Добавил: ольга | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Полезные ссылки
  • Российское образование
  • Министерство образования и науки
  • Министерство просвещения РФ
  • Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
  • bus gov
  • Сообщество uCoz
  • Единый урок
  • Российская библиотека
  • Журнал СПО
  • Работа в России
  • Единое окно
  • Используются технологии uCoz
    ГБПОУ "Суровикинский агропромышленный техникум"