Портфолио – это спланированная индивидуальная подборка достижений студентов.
Сегодня трудно представить деятельность профессиональной учебной организации без различного вида инноваций: смена образовательных программ, модернизация содержания образования, оптимизация образовательного процесса.
Инновационные образовательные подходы в системе профессионального образования – целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом, поиск методик и программ, их внедрение в образовательный процесс. Это связано с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны современной ситуации в обществе, позволили бы им быть активными созидателями общества и реализовать себя в нем. Решить эти задачи, оставаясь в рамках только традиционных педагогических подходов, не представляется возможным.
Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием настоятельной необходимости применения в образовательном процессе инновационных образовательных подходов. Их применение в ходе образовательного процесса способствует расширению кругозора студентов, развитию их интеллектуальных способностей, организационных навыков, творческих качеств, организаторских способностей, формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в обществе.
В процессе обучения инновационный подход позволяет с большей эффективностью решать сложные учебно-воспитательные задачи и говорить о работе конкретного учебного образовательного учреждения, работающего в режиме постоянного инновационного развития, что способствует повышению качества подготовки специалистов среднего звена.
Инновационные образовательные подходы следует рассматривать как средство, с помощью которого направления модернизации в системе профессионального образования могут быть претворены в жизнь.
Наибольшее развитие сейчас получают технологии обучения, основанные на личностном и деятельностном подходах.
Одни и те же инновационные подходы в руках конкретных исполнителей могут выглядеть по-разному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты педагога, особенности контингента обучающихся. Результаты, достигнутые педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоторому среднему показателю – чем больше и качественнее внедряются в учебный процесс инновационные образовательные подходы, тем полнее и адекватнее можно моделировать профессиональную деятельность будущих специалистов среднего звена.
Портфолио широко применяется в зарубежной практике, диапазон его применения постоянно расширяется. Преподаватели используют его для развития у студентов умения анализировать и оценивать процесс собственного развития. Портфолио является методом оценивания образовательных результатов, созданных студентами в ходе учебной, творческой, профессиональной, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям и задачам практико-ориентированного и личностно-ориентированного обучения.
Традиционный портфолио выглядит как набор каких-либо работ студента, целью которого является демонстрация образовательных достижений студента. Разумеется, сама идея аккумулировать свои достижения, работы в определенном порядке, анализировать их и обобщать не является новой. Проблема в том, что у студентов эти умения не являются сформированными к первому курсу.
Метод портфолио как раз и содействует развитию указанных характеристик, он представляет собой не только воплощение идеи активного сбора информации, сведений, но и подробный алгоритм развития исследовательских умений в процессе работы с информацией.
Портфолио – это спланированная индивидуальная подборка достижений студентов.
Портфолио позволяет решить две основные задачи:
- проследить индивидуальный прогресс студента, достигнутый им в процессе получения образования;
- оценить образовательные достижения студента и дополнить результаты других традиционных форм контроля.
Портфолио позволяет достигнуть важных педагогических целей:
- поддерживать и стимулировать учебную мотивацию студента;
- поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать выполнение практических работ оценочной деятельности студентов;
- формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- создавать дополнительные предпосылки и возможности для успешной совместной деятельности для работы в профессиональной деятельности:
Многие исследователи, практики рекомендуют использовать портфолио, поскольку они могут быть полезны:
- как средства, используемые при обсуждении результатов обучения с сокурсниками, преподавателями и родителями;
- как возможность оценки своей работы студента;
- для подготовки и обоснования целей будущей работы;
- как документ, в котором отражено развитие студента, его результаты;
- как демонстрация стилей обучения, свойственных студенту, сторон и особенностей его интеллекта и культуры;
- как возможность для студента самому установить связи между предыдущим и новым знанием.
Портфолио бывают разных видов:
- практико-ориентированные.
Их цель – анализ практической деятельности.
- проблемно-ориентированные.
В данном случае портфолио является средством повышения качества решения проблемы.
- тематические.
Этот вид портфолио посвящен анализу, разработке отдельной темы.
- целевые.
Это портфолио достижений, личностного развития, презентационные и пр.
- электронный портфолио.
Основа – применение современных информационных технологий для анализа своей деятельности.
Какие специфические компоненты могут быть включены в портфолио студента, обучающегося в системе среднего профессионального образования:
- творческое оформление;
- соответствие содержания оглавлению;
- тема по выбору;
- выполнение технических и практических заданий;
- домашние работы;
- результаты контрольных работ, тестов, проверочных занятий;
- процесс решения учебных задач;
- заполненные студентом анкеты;
- самооценка, необходимость совместной деятельности с производством;
- ориентирование своих достижений;
- схемы индивидуальных и групповых проектов;
- описание лабораторных экспериментов;
- фото- видеофрагменты;
- грамоты, дипломы, сертификаты студента и т.п.
Как происходит процесс оценки портфолио:
- портфолио оценивается целиком, в виде организованной «защиты», на основании критериев, сформулированных профессиональным ФГОС;
- части портфолио могут объединяться, и студент их предъявляет преподавателям, обучающим его в следующем семестре;
- портфолио используется студентом во время собеседования по поводу приема на работу, как необходимость совместной деятельности с производством, чтобы ощутить практическое применение достижений студента.
Соответственно, что существуют и проблемы внедрения системы портфолио в образовательном процессе.
Некоторые студенты активно не хотят принять на себя ответственность за выбор тематики. Это является проблемой для тех студентов, кому сложно взять на себя долю ответственности за собственное образование, для них остается неясным, по каким критериям оценивают их работу.
Между тем, после определенного этапа «привыкания», студенты более активно работают над портфолио, по результатам которого можно однозначно судить о развитии таких умений, как умение самостоятельно определять направление в изучении темы, умение мыслить перспективно, умение оформлять результаты деятельности в виде проектов и исследований, умение анализировать информационные потоки, умение выделять главное, умение планировать свою деятельность, умение делать самостоятельные выводы и прочие характеристики, связанные с понятием исследовательской культуры в инновационных образовательных подходах в системе среднего профессионального образования.
Литература
- tbmc.tomsk.ru – Mетодическое пособие "Инновационные образовательные технологии активные методы обучения"
- proff95.ru – портал профобразования Чеченской Республики
- sociosphera.com – научно-издательский центр "Социосфера"
- www.hse.ru – Челябинский институт развития профессионального образования
Кошенсков Сергей Николаевич
ГБПОУ "Суровикинский агропромышленный техникум", преподаватель ОПД и ПМ, г.Суровикино 2023 год
сельскохозяйственная техника международная выставка |